СПРАВКА О РЕФЕРЕНДУМЕ
СПРАВКА
о проведении местного референдума об изменении статуса муниципального образования Виллозское сельское поселение в связи с наделением его статусом городского поселения
- 1. Предпосылки изменения статуса поселения
Законом Ленинградской области «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» № 32-оз от 15.06.2010 г. Установлено, что городским поселком (поселком городского типа) является населенный пункт со смешанной застройкой, имеющий развернутую сферу обслуживания и промышленное производство, с численностью населения от 3000 до 12000 человек.
Территория Виллозского сельского поселения находится в зоне интенсивной урбанизации. В настоящее время осуществляется активное жилищное строительство, застраивается территория созданного населённого пункта Новогорелово, под жилую застройку осваиваются свободные территории в непосредственной близости от административной границы Ленинградской области с Санкт-Петербургом. На территории Виллозского сельского поселения формируется единая зона пригородной застройки, неразрывно связанная с Санкт-Петербургом и являющаяся естественным продолжение городского пространства.
На территории МО Виллозское сельское поселение расположена промышленная зона Горелово, где работают крупные предприятия: ООО «Филипп-Морис- Ижора», ООО «Крафт Фудс Рус», ООО «Кресс-Нева», ОАО «Кировский завод» и другие. В южной части Виллозского сельского поселения развивается горнолыжный курорт ООО «Туутари-парк».
Численность населения Виллозского сельского поселения составляет 7 216 человек. В соответствии с Генеральным планом Виллозского сельского поселения, утвержденным Решением Совета депутатов Виллозского сельского поселения от 27.02.2012 № 15 с изменениями утвержденными Решением Совета депутатов Виллозского сельского поселения № 48 от 30.12.2014г., численность населения муниципального образования к 2035 году планируется около 25 000 чел., а в соответствии с новыми разработками – около 35 000 чел.
Таким образом, по всем показателям населенный пункт Виллози соответствует категории поселка городского типа, что создает необходимые юридические предпосылки для пересмотра статуса муниципального образования Виллозское сельское поселение и придания ему статуса городского поселения.
- 2. Необходимость изменения статуса поселения
Необходимость скорейшего придания Виллозскому сельскому поселению статуса городского поселения в значительной мере продиктована изменениями, вводимыми ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 по вопросам решаемыми городскими и сельскими поселениями.
С 1 января 2016 года существенно сокращается перечень вопросов местного значения, решаемых в сельских поселениях. В связи с этим органы местного самоуправления сельских поселений уже не смогли эффективно решать насущные проблемы на территории муниципального образования. Так, например, сфера ЖКХ и инженерно-технической инфраструктуры вообще исключается из сферы ответственности органов местного самоуправления сельских поселений.
Для того, чтобы нивелировать данную ситуацию Ленинградская область приняла закон от 19.10.2015 № 99-оз «О внесении изменения в статью 1 областного закона «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (вступил в силу с 01.01.2016), который существенно расширяет вопросы местного значения сельских поселений Ленинградской области, вводимых с 1 января 2016 года ФЗ-131. Однако, при этом из предметов местного значения сельских поселений Ленинградской области, в отличие от федерального законодательства, полностью исключены вопросы, регулирующие сферу экономики и финансов, в том числе: формирование и исполнение бюджета поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, у муниципального образования происходит и сокращение собственных источников пополнения бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) с 01.01.2015 года в бюджеты сельских поселений РФ налог на доходы физических лиц поступает в размере 2 % (ранее – 10%), а единый сельскохозяйственный налог – в размере 30 % (ранее – 50%)
Для того чтобы не допустить значительного резкого снижения собственных доходов бюджетов сельских поселений Ленинградской области, областным законом «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты сельских поселений Ленинградской области от налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога» от 22.12.2014 г. № 97-оз устанавливаются региональные нормативы отчислений в бюджеты сельских поселений Ленинградской области от налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, составляющие 8% от налога на доходы физических лиц и 20 % от единого сельскохозяйственного налога.
Налоги |
Поступление налоговых платежей в бюджет Виллозского сельское поселения 2014 год, % |
Поступление налоговых платежей в бюджет Виллозского сельского поселения с 2015 года и далее в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, % |
Поступление налоговых платежей в бюджет Виллозского сельского поселения с 2015 года и далее в соответствии с областным законом № 97-оз от 22.12.2014, % |
городское поселение |
Земельный налог |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налог на имущество физических лиц |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налог на доходы физических лиц |
10 |
2 |
8 |
10 |
Единый сельскохозяйственный налог |
50 |
30 |
20 |
50 |
В результате в Ленинградской области сложилась парадоксальная ситуация: зону ответственности сельских поселений Ленинградской области в сфере ЖКХ, благоустройства территории, социальной политики существенно расширена по сравнению федеральным законодательством, но при этом все финансовые и экономические полномочия для обеспечения данных функций у сельских поселений изъяты.
При этом, даже в этой неоднозначной ситуации по предметам местного значения сельских поселений Ленинградской области сохраняется риск нестабильности законодательства. Несмотря на введение областного закона от 19.10.2015 № 99-оз, ситуация может снова поменяться в случае отмены данного областного закона.
Единственной гарантией получения и сохранения максимально возможно полного объема налоговых отчислений в бюджет поселения и всего перечня вопросов местного значения, необходимых для развития Виллозского поселения, может быть наделение Виллозского сельского поселения статусом городского.
- 3. Последствия сохранения статуса сельского поселения
В 2015 году объем доходов МО «Виллозское сельское поселение» составил 194 630,3 тыс. рублей.
№ |
Наименование доходных источников |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
Общий объем доходов бюджета муниципального образования - всего, тыс.руб. в том числе: |
185045,0 |
193181,1 |
194630,3 |
169411,3 |
2 |
Безвоздмезные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
37519,0 |
18939,2 |
29484,2 |
6337,3 |
3 |
Собственные доходы, в том числе: |
147229,1 |
174242,0 |
164707,2 |
163074,0 |
3.1 |
Налоговые доходы, всего, в том числе: |
124080,9 |
153890,9 |
162792 |
155155,5 |
3.1.1 |
налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
86756,9 |
90083,9 |
97478,9 |
97813,7 |
3.1.2 |
налог на имущество физических лиц |
640,1 |
603,4 |
613,1 |
624 |
3.1.3 |
транспортный налог |
5386,3 |
5470,6 |
5513,0 |
|
3.1.4 |
земельный налог |
31263,9 |
57022,5 |
58681,2 |
56000 |
3.1.5 |
прочие налоговые доходы |
13,7 |
710,5 |
12,0 |
717,8 |
3.2 |
Неналоговые доходы, всего, в том числе: |
23148,2 |
20351,1 |
1915,2 |
7918,5 |
3.2.1 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
17682,4 |
17642,3 |
851,8 |
860 |
3.2.2 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2713,3 |
2311,3 |
|
7000 |
3.2.3 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
|
|
|
8,5 |
3.2.4 |
прочие неналоговые доходы |
2752,5 |
397,5 |
1063,4 |
50 |
Основная часть бюджетных средств идет на обеспечение выполнения утвержденных Администрацией МО Виллозское сельское поселение разработаны и утверждены муниципальные целевые программы:
- Муниципальная программа «Газификация населенных пунктов МО Виллозского сельского поселения МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2016-2018 год»;
- Муниципальная программа «Развитие части территорий муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016 год»;
- Муниципальная программа «Социальная поддержка и предоставление услуг отдельным категориям граждан в муниципальном образовании Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016 -2018 годы»;
- Муниципальная программа «Обеспечение безопасности на территории муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный районе Ленинградской области на 2016-2018 годы»;
- Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы на территории Виллозского сельского поселения»;
- Муниципальная программа «Строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в населенных пунктах муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016- 2018 годы»;
- Муниципальная программа «Благоустройство и содержание территории муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016 - 2018 годы»;
- Муниципальная программа «Обеспечение устойчивого функционирования и развития объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016-2018 годы»;
- Муниципальная программа «Сохранение и развитие культуры и информационного (библиотечного) обслуживания на территории Виллозского сельского поселения на 2016-2018 годы»;
- Муниципальная программа «Развитие молодежной политики и спорта в муниципальном образовании Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016-2018 годы»;
- Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016-2018 годы»;
- Муниципальная программа «Оформление права собственности и использование имущества муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2016год»;
- Муниципальная программа «Капитальный ремонт жилищного фонда и ликвидация аварийного жилищного фонда муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в 2015-2017 годы (не вошедшего в региональную программу капитального ремонта)».
Проценты налоговых отчислений в бюджет Виллозского сельского поселения при сохранении текущего сельского статуса снижаются. Кроме того, при сохранении данного статуса муниципальное образование при потенциальной отмене действующего в настоящий момент областного закона «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты сельских поселений Ленинградской области от налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога» от 22.12.2014 № 97-оз, неизбежно столкнется с острым дефицитом бюджета и не сможет выполнять свои расходные обязательства.
Налоги |
Поступление налоговых платежей в бюджет Виллозского сельского поселения в 2014 году, % |
Плановое поступление налоговых платежей в бюджет Виллозского сельского поселения в 2016 году в соответствии с областным законом № 97-оз от 22.12.2014 |
Расчетные поступления налоговых платежей в бюджет Виллозского сельского поселения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ |
Расчетные поступления в бюджет Виллозского поселения в случае наделения его статусом городского поселения |
|||
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
||
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
10 |
8 |
97813,7 |
2 |
24 453,425 |
10 |
122 267,125 |
Единый сельскохозяйственный налог |
50 |
20 |
717,8 |
30 |
1076,7 |
50 |
1794,5 |
Итого |
|
|
98 531,5 |
|
25 530,125 |
|
124 061,625 |
Таким образом, очевидно, что при изменении статуса Виллозского сельского поселения на городское, бюджет муниципального образования совокупно только по двум налогам – НДФЛ и единому сельскохозяйственному налогу увеличится на 25 530,125 тыс.руб. с 98531,5 тыс.руб. до 124061,625 тыс.руб.
При сохранении статуса сельского поселения также сохраняется риск потенциальной отмены действующего в настоящий момент областного закона «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты сельских поселений Ленинградской области от налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога» от 22.12.2014 № 97-оз, и возврата к нормативам отчислений, установленным для всех сельских поселений России Бюджетным кодексом РФ, потери бюджета Виллозского поселения при этом составят порядка 73 млн.руб.
Указанные потери бюджета приведут к острому бюджетному дефициту и невозможности исполнения муниципальных программ.
При этом ограничение полномочий местных органов власти приводит к правовой невозможности расходования средств на развитие на развитие ЖКХ, благоустройство и социальную поддержку.
- 4. Решение о проведении референдума
В соответствии с распоряжением главы муниципального образования Виллозское сельское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 30 июня 2016 года № 12 «О публичных слушаниях по вопросу: «Преобразования муниципального образование Виллозское сельское поселение» 21 июля 2016 года были проведены публичные слушания по вопросу: «Преобразование муниципального образования Виллозское сельское поселение с целью выявления мнения населения муниципального образования Виллозское сельское поселение в связи с изменением статуса сельского поселения и наделением статуса городского поселения», которые показади, что подавляющее большинство жителей Виллозского сельского поселения поддерживают инициативу по наделению Виллозского сельского поселения статусом городского поселения с одновременным изменением типа (категории) населенного пункта деревня Виллози на городской поселок с одноименным названием.
Также на основании совместной инициативы совета депутатов муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, выдвинутой решением совета депутатов от 28 июня 2016года № 28 и главы местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, выдвинутой постановлением местной администрации от 28 июня 2016 года № 218, Решением Совета депутатов муниципального образования Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 28 июня 2016 года № 29 «О назначении голосования по вопросу преобразования муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области» определена дата голосования по вопросу преобразования муниципального образования Виллозское сельское поселение в связи с изменением статуса сельского поселения и наделением его статусом городского поселения - 18 сентября 2016 года.
- 5. Последствия изменения статуса поселения на городское
Помимо изменения структуры доходов бюджета, а также полномочий местных органов власти, смена статуса поселения не повлечет за собой существенных перемен в структуре социального обеспечения, фискальной и тарифной нагрузки на граждан.
В соответствии федеральным законодательством регулирование тарифов на все товары и услуги организаций коммунального комплекса (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод, утилизация (захоронения) ТБО) и установление нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется Правительством Ленинградской области и не зависят от изменения статуса муниципального образования «Виллозское сельское поселение».
Таким образом, при наделении муниципального образования «Виллозское сельское поселение» статусом городского поселения не изменятся тарифы на:
- содержание жилья;
- газоснабжение;
- водоснабжение и водоотведение;
- теплоснабжение;
- электроэнергию для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электрическим плитами и (или) электроотопительными приборами.
В соответствии с законодательством Ленинградской области, социальная поддержка предоставляется с учетом типа населенного пункта, в котором работают и проживают специалисты (деревня, село, поселок, городской поселок). Статус муниципального образования, на территории которого находятся эти населенные пункты, значения не имеет - поселение может быть как городским, так и сельским.
Таким образом, при условии перехода Виллозского поселения в статус городского и преобразования дер. Виллози в городской поселок все существующие в соответствии областным законом от 01.03.2005г. №13-оз «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа» меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг сохранятся.
Субсидии, предоставление которых не связано со статусом населенного пункта будут сохранены, в частности, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, в состав в семьи которых входят трудоспособные граждане и (или) несовершеннолетние дети и (или) работающие пенсионеры для малоимущих семей.
Между тем, сохранение прежнего уровня бюджетной обеспеченности и перечня полномочий могут оказать положительное влияние на развитие коммунальной и социальной инфраструктуры, позволит продолжить реализацию утвержденных муниципальных программ.
Так, в частности, для улучшения качества обслуживания населения генеральным планом Виллозского сельского поселения предусмотрено:
- строительство ФОКа с 25-м плавательным бассейном в д.Виллози;
- строительство здания административно-делового назначения в д.Виллози для размещения, в том числе филиала ФГУП «Почта России», Сбербанка, ЖКХ, местной администрации.
- строительство поликлиники в дер. Пикколово Виллозского сельского поселения
- строительство амбулатории в дер. Виллози Виллозского сельского поселения
- строительство амбулатории в дер. Малое Карлино Виллозского сельского поселения
- строительство муниципального общеобразовательного учреждения на 450 мест в дер. Малое Карлино Виллозского сельского поселения;
- строительство муниципального дошкольного образовательного учреждения на 220 мест в дер. Малое Карлино Виллозского сельского поселения;
- строительство муниципального общеобразовательного учреждения на 540 мест в дер. Пикколово Виллозского сельского поселения;
- строительство муниципального дошкольного образовательного учреждения на 200 мест в Пикколово Виллозского сельского поселения.